Величие России в ее поликультурности

Величие России в ее поликультурности или как выразить культуру народа в шелковых платках.

Россия, как многонациональная и многоконфессиональная страна, имеет разнообразие народных культур. Обусловлено это многообразие различными факторами: географическим, климатическим, этническим, историческим и др. При всех своих различиях культуры народов России тесно взаимосвязаны и переплетены между собой, потому что люди, проживающие в нашей великой стране, постоянно пересекаются и взаимодействуют друг с другом. А значит, частично или целиком перенимают некоторые традиции и обычаи у других народов. В этом и заключается поликультурность России.

Как мы знаем, культура каждого из народов нашей страны прекрасна и величественна по-своему. Каждая культура уникальна, богата и имеет свою историю. Но красоту своей культуры, как правило, мы можем лицезреть лишь в музеях, на редких выставках в галереях или в тематических театральных постановках. А ведь мы можем быть и носителями этой культуры, как в буквальном, так и в переносном смысле. Как? Во-первых, каждый должен бережно хранить обычаи и традиции своего народа в своем сердце. Но как эти традиции нести в общество? Авторский проект перспективного чеченского художника и дизайнера Мадины Газиевой под названием «Амат» яркий тому пример.

О красоте чеченских обычаев слагались легенды и сказки. Эти обычаи берегли наши аксакалы, бережно передавая их из поколения в поколение. А сегодня прекрасные традиции чеченского народа нашли отражение в потрясающих шелковых аксессуарах молодого дизайнера. Свою задумку, над которой работала около пяти лет, Мадина Газиева воплотила в реальность совсем недавно. Но уже успела заявить о себе и своем проекте, как о новом веянии в мире искусства и дизайна.

В основу проекта было заложено 9 уникальных авторских рисунков с изображением древних традиций и обычаев чеченцев. В них также нашли воплощение национальные мотивы и орнаментальные узоры вайнахского народа. С помощью этих девяти рисунков, изображенных на платках в различных цветовых гаммах, автор изобразил всю красоту и культурное наследие своей Родины. На платке под названием «Даймохк» («Родина») автор изобразил красоту природы чеченского края, быт предков и семейный очаг. «Шовдан йист» («У родника») – воплощение уникального обычая встречи молодых людей у ручья. Платок «Мукъам» («Ритмы вайнахов») вобрал в себя все национальные инструменты чеченского народа. Платком «Нана» («Мама») художник показал особую роль матери в вайнахском обществе.

В шелковом аксессуаре «Бустамаш» («Мелодия орнамента») гармонично переплелись разные национальные орнаменты и украшения. «Халкъан барт» («Единство народа») – здесь автор изобразил эпоху мира и созидания на чеченской земле. Платок «МаслаIат» («Примирение») показывает известный обычай примирения воюющих, когда горянка бросает между ними платок. Композиция шали «Вежараллин халкъ» («Братский народ») посвящена братскому ингушскому народу в знак любви и уважения. На платке «Къанойн кхеташо» («Совет старейшин») «собрались» на совет аксакалы горного аула.

М.Газиева подошла к процессу создания платков не только с творческой стороны, прежде всего она основательно изучила орнаментальную базу и особенности традиций чеченского народа, освоила текстильный дизайн, обращаясь при этом к архивам, частным коллекциям декоративно-прикладного искусства, посещая библиотеки и музеи Чеченской Республики. Первым результатом кропотливого, во всех смыслах этого слова, труда стали 22 платка из натурального шелка итальянского производства размером 90х90, представленные в разных цветовых гаммах с изображением уникальных авторских рисунков и национальных орнаментов. Данные платки были выставлены в Государственной галерее им. А.А.Кадырова в Грозном, позднее та же самая выставка национальных платков под названием «Нохчийн аматаш дарешкахь» («Чеченские истории в шелках») прошла и в Центре современного искусства столицы ЧР. Чуть позже, после презентации первых плодов творчества, коллекция шелковых платков бренда «Амат» пополнилась шикарными шерстяными шалями (размером 120х120) и маленькими шелковыми косынками (65х65).

Главная миссия проекта Мадины Газиевой – создание уникального чеченского бренда премиум-класса, который будет рассказывать о необычайно богатой и самобытной культуре чеченцев – была достигнута. Но на этом дизайнер не останавливается и раз за разом создает новые аксессуары. Так, первоначальная коллекция была дополнена шелковыми платками под названиями «Нохчийн абат» («Чеченский алфавит»), «Кхачанан Iилма» («Философия еды»), «Сан гIала» («Мой город»).

На первом из них автор изобразил всю необычайность чеченских букв и петроглифов, на втором – особенности чеченской кухни, третий же платок посвящен 200-летию г. Грозного и символизирует историю столицы Чеченской Республики. В коробке к каждому платку прилагается иллюстрированная открытка с описанием на трех языках (английском, русском, чеченском), где автор поясняет содержание рисунка, изображенного на аксессуаре. Оригинальные тексты с описанием самобытных чеченских обычаев стали прекрасным дополнением к уникальным шелковым платкам.

Теперь у чеченских модниц есть прекрасная возможность «нести» свои обычаи в общество и на широкую публику. А ведь в России еще много разных самобытных культур и традиций… и немало талантливых художников и дизайнеров.

Асет Мусаева

© 1923-2019 Республикин юкъараллин-политикин "Даймохк" газет (16+)

Хьала яхийта